УЧИМСЯ
 

Ломать - не строить

Переделанная песня "Крылатые качели" - муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"

В юном месяце апреле
В старом парке тает снег.
Я проснулся еле-еле
и теперь беру разбег.
Опоздал, мне в наказанье
дали слово разобрать:
корень, суффикс, окончанье
и приставку указать.

Ха-ха, ломать - не строить! Я слово расчленю,
команду дать мне стоит, как гончей: "У-лю-лю!"

Для разбора слово дали
всем знакомое - "проспал".
Я проспал, они проспали -
окончанье откопал.
Окончанье нулевое.
А приставку чтоб найти,
аналогии построю:
про-гулять, про-гнать, про-йти.

Ха-ха, ломать - не строить! Я слово расчленю,
команду дать мне стоит, как гончей: "У-лю-лю!"

А сейчас отыщем корень
в однокоренных словах:
сон, про-сп-ать, у-сн-ул... О, горе,
буква общая одна.
Рассказал тогда учитель
о чередованиях:
- Любят корни, вы учтите,
переодевания.

Я очень был расстроен, и больше не пою:
"Команду дать мне стоит, как гончей: "У-лю-лю!""


Разбор слова по составу - морфемный анализ, от слова морфема - значимая часть слова. Основным приемом при разборе слова является 1) подбор его форм (для выделения окончания), 2) одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и 3) однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение.

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем. В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования.

Чередоваться могут и гласные (собирать - соберу, гореть-гарь), и согласные (бегать - бежать, расти - выращивать), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить - пролагать).
сегодня, день… (-дн-/-ден-)
вижу, видишь… (-виж-/-вид-)
грустит, грущу… (-груст-/-грущ-)
взгляд, гляжу… (-гляд-/-гляж-)
руки, ручной… (-рук-/-руч-)
тонок, тонкий, тончайший… (-тонок-/-тонк-/-тонч-)
обняв, обнимать… (-ня-/-ним-)
послушай, слуховой, неслыханно, слышимость… (-cлуш-/-слух-/ -слых-/-слыш-)
идти, прийти, приду, нейдёт (на ум), приходить, шедший... (-ид-/-й-/-д-/-йд-/-ход-/-шед-)

Пример морфемного анализа:
про-сп-а-л
нулевое окончание указывает на форму глагола прошедшего времени, ед.ч., м.р.
основа - проспал
л - суффикс глаголов прошедшего времени,
а - суффикс глагольной основы,
про - приставка, обозначает характер действия
корень -сп-; возможно чередование сп//сн//сон//сып.

вернуться к списку


 

2009-2017
Copyright © Алевтина Сафьянова.
Все права защищены. Использование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора.

 

Cоздание и управление сайтом - CMS SiteEdit
Яндекс.Метрика